Подбор дизайна для спальни

Вчера вся страна отметила День строителя-созидателя. В столице аккурат к
этому празднику практически закончили разбирать легендарную гостиницу
«Москва» — к концу недели на месте главного отеля страны будет красоваться
ровная, как футбольное поле, площадка. Получилось даже излишне символично:
в свой профессиональный праздник московские строители сломали один из
символов Москвы. На самом деле закончить разбор гостиницы должны были еще к
июлю, но бетон, замешенный в сталинскую эпоху, упорно не хотел сдаваться.
Глава агентства по культуре Михаил Швыдкой, улетая накануне отдыхать,
произнес у развалин гостиницы панегирик: «Каюсь, мы не смогли отстоять
«Москву», не смогли отстоять «Военторг», это навсегда останется на нашей, и
в частности на моей, совести». Впрочем, покаяние Швыдкого меньше всего
адресовано рядовым строителям, которые, как военные, просто выполняют
приказы начальства. И как ни относись к тому, что произошло, снос «Москвы»
наверняка войдет в историю современной России. Тем более, что вслед за
«Москвой» столичные власти намерены снести и «Россию».

«СНАЧАЛА БЫЛИ ПЛАНЫ ВЗОРВАТЬ ЗДАНИЕ, НО ОТ НИХ ОТКАЗАЛИСЬ»
Сейчас от гостиницы остались часть здания, выходящая на Кремль, высотой
в два-три этажа, колоннада, которая обрамляла некогда культовое среди
столичных студентов кафе «Огни Москвы», и небольшой «огрызок» стены
напротив Колонного зала Дома союзов. В самом центре площадки, заваленной
кусками бетона, железной арматуры и паркетного штакетника, возвышается
небольшое строение, венчающее вентиляционную шахту московского
метрополитена. Активно снующие туда-сюда бульдозеры и экскаваторы
вдавливают гусеницами в пыль пригласительные билеты казино «Оазис», которое
еще год назад занимало первый этаж отеля.
— Разбор «Москвы» — уникальная операция, — рассказал «Известиям» главный
инженер ведущей демонтажные работы фирмы «Ингеоком» Илья Маковский. —
Сначала были планы взорвать здание, но от них сразу же отказались: под нами
метро, а кругом гуляют люди. Поэтому нам и пришлось до отметки 21 метр от
земли разбирать здание вручную и лишь потом задействовать тяжелую технику.
К тому же работы усложнило то, что не удалось добыть всей необходимой
технической документации о здании, объем которого составлял 365 тысяч
кубических метров.
По словам Илья Маковского, эти трудности и стали причиной того, что
демонтаж здания не успели завершить к июлю этого года, как планировалось
сначала.
— Гостиницу надо было разбирать, — уверен Илья Маковский. — Здание было
в плохом состоянии, а миф о прочности сталинских домов не подтвердился. В
бетон строители добавляли битый кирпич, что сказалось на прочности стен, а
металлическая арматура во многих местах была слишком тонкой и не придавала
стенам необходимой прочности.
— Сюрпризов во время демонтажа хватало, — вспоминает строитель Симон. —
Когда валили стены, нашли металлический швеллер, на котором автогеном
аршинными буквами был выжжен призыв: «За Сталина!» Наверно, таким образом
строители отметили окончание своих работ.
— И еще мы нашли номер Берии, — с явной гордостью за земляка
рассказывает экскаваторщик Тамаз Джагария. — С виду обычный угловой номер
на шестом этаже с видом на Кремль оказался небольшим бункером размером 18
на 18 метров. Стены помещения были сделаны из высококлассного бетона
толщиной в полтора метра. Не бетон, а просто монолит! Его отбойные молотки
не брали. Точно бункер Берии! Наверное, Лаврентий Павлович в этот номер
балерин из Большого театра после концертов водил!
Бывший замгендиректора гостиницы «Москва» Борис Евсеев с грустью следит
за работой экскаватора.
— Сейчас ковш обвалит часть стены и под ней погибнет старый немецкий
рояль, — вздыхает он. — Все 347 картин, которые украшали номера и холлы
гостиницы, мы передали Музею истории Москвы, мозаичные панно — тоже. А
половину из 24 роялей и пианино комиссия, которая оценивала имущество,
рекомендовала списать, несмотря на то, что большинство из них были
дореволюционными. Мы предлагали этот рояль Большому театру, но они
отказались.
ПОД ГОСТИНИЦЕЙ НЕТ БУНКЕРА СТАЛИНА
Снос гостиницы «Москва» и история ее постройки давно обросли слухами.
Самая известная легенда повествует о том, что гостиницу построили с разными
фасадами (фасад, выходивший на площадь Революции, сильно отличался от того,
что смотрел на Колонный зал Дома союзов), потому что архитекторы Савельев и
Стапран, помогавшие Щусеву проектировать здание, по рассеянности отдали на
подпись Сталину проект с несимметричными фасадами, а потом побоялись его
пересмотра.
— Скорее всего, эта красивая легенда была выдумана самим Щусевым, —
считает член президиума Экспертно-консультативного совета при главном
архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Строительство гостиницы Моссовета
началось в 1932 году по конструктивистскому проекту архитекторов Савельева
и Стапрана. Однако как раз в это время советская архитектура переключилась
на имперскую классику, поэтому исправлять фасад уже наполовину возведенного
здания поручили академику Щусеву. По первоначальному проекту гостиница
должна была занять весь квартал, но до войны построили лишь половину. Новый
корпус дорабатывался другими архитекторами и появился в середине 70-х
годов. Вот так «Москва» стала жертвой времени и переменчивой моды.
Слухи о том, что под зданием расположен бункер Иосифа Сталина, а на
пятом этаже была конспиративная квартира Лаврентия Берии, тоже вряд ли
подтвердятся.
— Часть здания, где строители нашли странную комнату, могла быть частью
«Гранд отеля», который был построен еще до революции, — рассказал
«Известиям» Борис Евсеев. — Во время строительства гостиница «Москва» как
бы «проглотила» часть «Гранд отеля». Поэтому-то ничего удивительного в том,
что стены были сделаны из разного материала и имели различную ширину, нет.
О бункере Сталина вообще говорить глупо. Под гостиницей находятся
техпомещения столичной подземки.
«КУПИ СЕБЕ НЕМНОГО «МОСКВЫ»: $1000 ЗА ОБСТАНОВКУ НОМЕРА»
В городских и районных газетах особым спросом пользуются объявления о
продаже мебели, некогда украшавшей номера гостиницы. Московская пенсионерка
Елена Леонидовна, купившая мебель и часть декора трех номеров отеля на
закрытой распродаже в декабре прошлого года, сейчас отбивается от
покупателей.
— Конечно, это не легендарная мебель, которую делали по эскизам Щусева,
а новодел, — рассказала «Известиям» Елена Леонидовна. — Она стояла в двухместных номерах гостиницы с 2000 года. Вместе с мебелью мне достались два ковра, шторы дизайн для спальни, карнизы и бежево-коричневые покрывала. Сделать выгодный бизнес пенсионерке мешает принципиальность. Елена
Леонидовна не хочет распродавать мебель по частям.
— За полутораспальную кровать с покрывалами, набор мягкой мебели,
журнальный столик, четыре стула, шторы, ковер и фирменную подставку под
телевизор я прошу 32 тысячи рублей, — говорит патриотка. — Но покупатели
капризничают: готовы покупать всю мебель кроме стульев, у которых на ножках
слезла лакировка. Меня этот вариант не устраивает — пусть реставрируют
стулья, а не растаскивают мебель по отдельным квартирам.
Для ценителей, которые все-таки согласятся на ее условия, у пенсионерки
есть бесплатный подарок — почти новенькие пуховые подушки из номеров
«Москвы».
Настоящие эстеты, по мнению пенсионерки, оценят ее красивый жест. Сама
она спит на «московской» подушке и говорит, что видит сны о послевоенной
столице. По ее мнению, у «Москвы» есть особый, уходящий дух, который
оценить смогут только коренные москвичи.
«ИНТЕРЬЕРЫ, СДЕЛАННЫЕ ПО ПРОЕКТУ ЩУСЕВА, ПОГИБЛИ ПРИ ДЕМОНТАЖЕ»
Тем временем «Москва» обзаводится новыми мифами и легендами. Столичные
архитекторы, в течение года наблюдавшие мучения рабочих во время демонтажа
упрямой гостиницы, все больше утверждаются в мысли, что выводы экспертной
комиссии об общем техническом износе здания были, мягко говоря,
преждевременными.
— Я не верю в то, что здание было ветхим, — говорит Алексей Клименко. —
Его снесли по финансовым причинам. Я разговаривал с сыном инженера, который
рассчитывал прочность того корпуса, что был достроен в 70-х, так он сказал,
что его отец закладывал в стены хороший запас прочности. При Сталине тоже
неплохо строили. Поверьте, полушутливое понятие «тоталитарный запас
прочности», относящийся к постройкам того времени, — это не пустой звук. Но
если уж снесли, то зачем строить копию-муляж? «Москва» была ценна скорее
исторически, чем архитектурно.
Директор Музея архитектуры им. Щусева Давид Саркисян тоже считает, что
новая «Москва» будет таким же новоделом, как и храм Христа Спасителя.
— Мы пытались спасти какие-то элементы интерьера гостиницы, но не
получилось. Оригинальные интерьеры гостиницы, над которыми работал Щусев,
утеряны безвозвратно. Все рамки потолочного декора в стиле арт-деко были
сильно повреждены при демонтаже. Мебель, сделанная по проекту Щусева,
погибла еще раньше. Так что все, дух ушел, «Москвы» больше нет.

Запись опубликована автором в рубрике News.