«Полит-грамота» предлагает посмотреть фрагменты «Демарша эксремистов»
Те, кому посчастливилось быть в воскресный полдень неподалеку от станции метро «Гостиный двор», могли увидеть необычную компанию молодых людей в костюмах клоунов, волшебников, мудрецов и фей. Интересным оказался и повод, по которому они собрались: проинформировать общество о том, что государство постоянно вмешивается в дела гражданского общества, мешая его развитию на всех уровнях.
А дышать им можно?
Еще одна причина акции: работа Центра «Э» — специальной структуры, созданной властями для борьбы с экстремизмом. По словам участников акции, деятельность Центра сводится к разгону мирных акций и преследованию людей, открыто выражающих свою позицию. Поэтому инициативной группой было принято решение устроить флэш-моб под названием «Демарш экстремистов», суть которого сводилась к сбору у «Гостиного двора» в необычных костюмах и приветствиям прохожих словами: «Здравствуйте, я экстремист!» На подходе к «Гостиному двору» за судьбу акции становилось тревожно: три автобуса с ОМОНом — это, конечно, не шутки. Разумеется, присутствие органов правопорядка ожидалось (в это же время стартовал «Кросс Нации»), но все равно становилось немного не по себе. Впрочем, организаторов это не смутило, и участники флэш-моба смело двинулись в сторону первого попавшегося милиционера, потребовав от него ответить, считает ли он их экстремистами. Страж порядка ушел в глухую оборону и лишь хмуро смотрел исподлобья. Ценой неимоверных усилий участники все-таки выяснили, что экстремистами их лично он не считает, и дело кончилось рукопожатием (со стороны милиционера весьма робким).
Вскоре за дело взялся полковник милиции, который обстоятельно и неторопливо объяснял, что дело милиции — следить за общественным порядком.
— Ну, собираться-то нам можно? — выпытывали у него активисты.
— Вам необходимо проинформировать об этом властей, — отвечал полковник.
— А дышать нам можно?
— Я на глупые вопросы не отвечаю.
Все закончилось совместным просмотром Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в результате которого полковник пришел к выводу, что события, разворачивающиеся перед ним, являются не чем иным как митингом, который должен быть согласован. Толпа решила больше не мучить полковника и подошла к группе молодых стражей порядка с тем же вопросом: считают ли они их экстремистами. Молодежь оказалась готова к этому вопросу и настойчиво послала толпу в пресс-службу, у которой, как известно, есть ответы на все вопросы, даже самые неудобные.
Немало веселья вызвало появление человека в штатском, снимавшего процессию на камеру. Прятаться никто и не думал, несмотря на шутку: «Нас по «ФСБ-ТВ» покажут». Напротив, некоторые участники акции попытались выяснить у оператора «ФСБ-ТВ», считает ли он их экстремистами. Добиться от него ничего не удалось: оператор скромно молчал и делал свое дело. Зато фотографироваться с собой не запрещал.
«Родина не скажет спасибо»
Попозировав для камеры, толпа двинулась в сторону станции метро «Владимирская», приветствуя некоторых прохожих словами: «А мы экстремисты». Пенсионерка Нина Сергеевна, узнав, в чем дело, встала на сторону участников акции:
— У нас сейчас молодежь действительно очень притесняют, а они молодцы, борются за свои права. Я пожила при Советском Союзе, там было почти так же. Не стоит возвращаться к тем порядкам.
Впрочем, не все прохожие поддержали акцию. Охранник одного из магазинов, вышедший покурить, что-то проворчал, а на вопрос, как он относится к подобного рода формам выражения протеста, бодро ответил, что комментариев не дает и поспешно добавил:
— А вообще, конечно, они ничего не добьются такими прогулочками. Лучше бы чем-нибудь стоящим занялись. Чтобы родина им спасибо сказала. А за это — ничего не скажет. Фотографироваться охранник благоразумно отказался: раз уж не стал давать комментариев, то и светиться лишний раз ни к чему.
На пути к «Владимирской» процессия разделилась на мелкие группы, в которых обсуждались насущные вопросы.
Энтузиазма, кажется, не убавилось, но страсть к общению победила. К тому же не запрещалось спокойно присоединиться к какой-нибудь группе и включиться в обсуждение. Кто-то сетовал на то, что идея хороша, но реализация подкачала. Кто-то рассказывал свежие политические новости.
Разговоры были прерваны встречей с группой митингующих анархистов, многие из которых при виде камеры поспешили спрятать лица. «Да их в два раза больше, чем нас», — заметил кто-то из участников флэш-моба. Некоторые анархисты присоединились к процессии.
Когда до «Владимирской» оставалось совсем немного, участники флэш-моба заметили незаметно подобравшийся к ним омоновский «Пазик». Всю оставшуюся дорогу до станции он сопровождал разделившуюся процессию, чем вызвал язвительные замечания в свой адрес: «Ух, как бедняжкам по пробкам приходится мотаться».
Уже у «Владимирской» стало ясно, что флэш-моб подошел к своему логическому завершению. Журналистов осталось совсем немного, кое-кто из участников стянул с себя карнавальные костюмы, а «Пазик» предательски приближался. Настало время подводить итоги, что для «Полит-грамоты» сделал один из координаторов кампании «Демарш экстремистов» Максим Иванцов.
— В принципе, все хорошо. Мы походили, нас было достаточно много. Объединились с ребятами-анархистами, которые проводили другую акцию. Мне кажется, достаточно успешно вместе прошли, показали милиции, что мы не экстремисты. Да и ни один из милиционеров не назвал нас экстремистами. Нас почему-то не задержали, и хочется надеяться, что милиция хоть чуть-чуть поумнела и теперь не задерживает участников незаконных акций. Известно, что любая гражданская активность вызывает огромный интерес у милиции, и нас задерживают по разным поводам и почти всегда. Это ненормально, потому что сотрудники милиции должны обеспечивать безопасность на подобного рода мероприятиях, а не пригонять по двести человек. Мы выступаем за свободу собраний. И в нашей Конституции прописано, что порядок проведения акций — уведомительный, то есть мы уведомляем и проводим. А на деле — более двух третей оппозиционных акций не разрешают проводить там, где их хотела бы проводить оппозиция. Хотя мы не выбираем, скажем, Дворцовую площадь.
— Акция получилась довольно необычной. Как пришла в голову такая идея?
— Просто мы регулярно сталкиваемся с утверждениями властей, что оппозиционные организации — это экстремистские организации. Да и вообще, власть называет экстремистами всех, кто ей не угоден. По данным самого Центра «Э», в базах данных потенциальных экстремистов находится двести тысяч человек. В экстремисты записывают неформалов, эмо, готов. Их переписывают, хотя они к власти никакого отношения не имеют и существующий строй не подрывают. Еще экстремистами называют гражданских активистов и постоянно ужесточают законодательство. Мы боимся, что гайки так и будут закручиваться, и людей, которых сейчас записали в экстремисты, будут наказывать. Поэтому наша кампания направлена на то, чтобы обезопасить активных людей или тех, кто причастен к каким-либо субкультурам, от ярлыка «экстремист». Разнообразие — это хорошо, а нас хотят сделать одинаковыми.
В это время злополучный «Пазик» подбирается совсем вплотную. «Все, пошли» — командует Иванцов, и акцию можно официально признавать оконченной.
О притеснениях молодежи в последнее время говорят часто (взять хотя бы пикет рэйверов, о котором писала «Полит-грамота»). Но говорить — одно дело, а организовать и устроить весьма необычное мероприятие — совсем другое. Что греха таить, надежда на то, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему, весьма призрачна. Но она хотя бы есть, и это уже хорошо. По крайней мере, дубинкой по голове никому не досталось, да и разгонять никого не торопились.
Сергей Курушкин,
специально для «Полит-грамоты»
Фото автора
Видео — Андрей Сошников