Агент Дубовой стучит в личку

Неожиданное продолжение получила на днях тема шпионажа агентов властных и околовластных структур в петербургской оппозиции. В центре событий вновь оказалось петербургское отделение движения «Оборона», где в феврале нынешнего года были выявлены шпионы из прокремлевского движения «Наши» . Однако новый шпионский скандал оказался уже не столь однозначным.

Все началось 16 сентября, когда студент СПбГУ и сторонник «Обороны» А. (попросивший не упоминать его имени в СМИ) обнаружил на «стене» одной из студенческих групп в социальной сети «В контакте» забавное объявление, суть которого сводилась к тому, что любой студент, желающий приобщиться к работе спецслужб, может обратиться к автору лично. Это напоминало или глупую шутку, или розыгрыш — совершенно очевидно, что хоть сколько-нибудь профессиональная оперативная работа с подобным способом вербовки агентов не совместима в принципе. А. тем не менее ради интереса решил связаться с автором объявления, на всякий случай — не под своим настоящим именем.

В объявлении не было сказано прямо, в чем именно должна заключаться работа, но при общении с его автором студент А. быстро выяснил, что предлагается именно шпионаж в оппозиционных организациях. А. попросили выслать личные данные, включая фотографию, и назначили ему встречу 18 сентября у метро «Площадь Восстания». Естественно, А. пошел на встречу не с пустыми руками, но вооружившись диктофоном и согласовав свои действия с редакцией ЗАКС.Ру, которая дала ему в помощь фотографа, который бы скрытно снимал происходящее.

Как ни странно, никакого розыгрыша не обнаружилось и на месте встречи. Напротив, «агент» вел себя вполне серьезно. Он отказался разговаривать в том кафе, которое ему было предложено А. Причина подобной несговорчивости выяснилась скоро — как только А. и «агент» заняли столик в кафе, несколько человек специально пересели так, чтобы видеть А. в лицо.

Но еще удивительнее было то, что сам «агент» не оказался для А. незнакомцем. Студент признал в «представителе спецслужб» Дмитрия Дубового (хотя представился «агент», разумеется, по-другому — Иваном Темофеевым). Этого человека 23 марта нынешнего года объявила засланным информатором центра «Э» пресс-служба петербургских нацболов. Они вычислили его примерно через месяц после внедрения, поскольку и тогда он проявлял вызывающий непрофессионализм, пытаясь в открытую записывать собрания нацболов на мобильный телефон.

Подозрения подтвердила элементарная проверка — нацболы сообщили Дубовому о якобы готовящейся акции, после чего в сообщенном только ему месте и в сообщенное только ему время обнаружилось значительное скопление милиции. После серьезной «воспитательной» беседы нацболы убедили его дать видеоинтервью , в котором Дубовой сообщил, что работал на центр «Э» и даже назвал имя своего куратора — «участкового уполномоченного», кроме которого он якобы ни с кем особо не контактировал. Кстати, то же самое он посоветовал сделать в подобной ситуации и А., когда тот задал вопрос, как поступать, если его вычислят. Выражение «я работаю на участкового уполномоченного» было повторено практически дословно.

Между тем, Дубовой узнал в А. одного из ведущих активистов «Обороны». Агент Дима продемонстрировал неплохую информированность о делах петербургского отделения движения «Оборона». Он показал, что у него в мобильнике хранится даже сливаемая ему кем-то внутренняя рассылка организации. Естественно, внезапно обнаружившийся факт принадлежности А. к «Обороне» показался агенту очень подозрительным. Тем не менее А. удалось убедить агента продолжить разговор, заявив, что «Оборона» его давно разочаровала, а свое настоящее имя он поначалу скрывал потому, что не знал, чего ждать от авторов столь странного объявления.

Агент практически сразу же заверил А., что «Оборона» ему совершенно неинтересна. При этом он всячески уходил от ответа на вопрос, к кому именно хотят заслать А. в качестве осведомителя, но из разговора с Темофеевым А. понял, что это, скорее всего, все те же петербургские нацболы.
Дубовой предложил А. заполнить целый ворох анкет на себя, своих родных и близких, а также подписать обязательство о неразглашении сотрудничества. А. в ответ заявил, что ему потребуется время для размышления. Дубового это сильно огорчило, и он заявил, что и так слишком многое рассказал, и посоветовал А. принять решение как можно быстрее.

На следующий день, 19 сентября, А., посоветовавшись с несколькими активистами движения «Оборона», позвонил при них Дубовому, включив громкую связь, и договорился с ним, что до конца дня сообщит о своем решении.

Однако уже 20 сентября каким-то не очень понятным образом «спецслужба» обо всем узнала. В адрес А. через все тот же полюбившийся «спецслужбе» «В Контакте» поступили угрозы от человека, называющего себя преподавателем философского факультета СПбГУ Сергеем Ладушкиным . Преподаватель с таким именем и впрямь числится в составе кафедры логики философского факультета СПбГУ. Человек, называющий себя Ладушкиным, пообещал, что сделает невозможным дальнейшее обучение А. в университете, а также посоветовал ему, ходя по улицам, оглядываться по сторонам.

Причем на этом активность «Сергея Ладушкина» не ограничилась. Вообще, этот человек материализовался отнюдь не из пустоты, напротив, еще задолго до описываемых событий он затесался в «друзья» многим активистам оппозиции во все том же «Контакте».

Вот, собственно, пока что и вся история. Больше всего она похожа на нелепую ролевую игру в чекистов. В любом случае очень странно смотрится спецслужба, которая в умении налаживать оперативную работу уступает даже разоблаченным в феврале этого года «нашистам».

Дмитрий Избицкий,
ЗАКС.РУ

«Секретный агент» Дубовой: