Администрация Псковской области развернула массовую пропаганду преимуществ деревянного домостроения. С одной стороны, накануне губернаторских выборов эта кампания работает на авторитет действующего губернатора как заботливого хозяина области. С другой — имеет объективное обоснование: резкий взлет цен на квартиры, последовательное удорожание энергоносителей, медленно и бессистемно начавшаяся реформа ЖКХ
В Пскове в больших объемах строят панельные дома, однако со сбытом квартир возникли проблемы: массовый покупатель не выдерживает новых цен. Частные деревянные дома дешевле квартир: 1 квадратный метр обходится в $200-300, без отделки — дешевле. Административное решение подкрепляет опыт Запада и российских мегаполисов. В Европе малоэтажное деревянное домостроение составляет 45-70% общего объема и спрос на него растет. В предместьях Москвы и Петербурга раскинулись огромные частные владения. Администрация Петербурга планирует строительство индивидуальных малоэтажных домов общей площадью 10 млн кв. метров. В проект закладывают централизованное газо- и водоснабжение, строительство канализационной системы.
Главное управление строительства и архитектуры Псковской области сейчас проводит отбор стройорганизаций, имеющих практику деревянного домостроения, чтобы определить подрядчика и утвердить свой проект застройки. Претендентов немного. Целенаправленно работает деревообрабатывающая компания ‘Древпогонаж’. Одна из немногих на Северо-Западе, она освоила производство клееного бруса и технологию строительства из него.
Технология домостроения из клееного бруса, распространенная в Европе из-за дефицита леса, дает немало выгод. Клееный
брус
прочнее бревна, экономичнее при сборке, дома из него не требуют внутренней и наружной отделки. Вслед за организацией каркасно-щитового и бревенчатого домостроения в ‘Древпогонаже’ в Пскове появились энергичные предприниматели, которые предложили канадские, финские, американские технологии, не имея собственной производственной базы.
Ландшафт губернских городов должны формировать малоэтажные дома, утопающие в зелени, — это очевидно, и молодые семьи активно стремятся к этому. Однако специалисты не ограничиваются визуальными преимуществами, они смотрят в корень и правомерно заостряют проблему коммуникаций. В Швеции, Голландии, Канаде, прежде чем монтировать деревянные дома, площадку централизованно обеспечивают инженерными сетями.
У архитекторов есть сомнения и психологического характера: все ли, поддавшись моде, смогут жить в индивидуальных домах, которые требуют собственного труда и финансовых затрат при эксплуатации?
Сегодня в Пскове около четверти жилого фонда составляют послевоенные деревянные строения. В 1950-1960-е годы жили бедно, строили из чего придется, дома — однотипные. Домовладельцы — по преимуществу люди в возрасте, не имеющие средств на ремонт. В ненастье малейшая проблема приобретает масштаб смерча: протекает крыша, ветер повреждает фронтон, разросшиеся деревья бьют по электропроводам. Пенсионер не знает, куда обратиться за помощью. А обратиться, в сущности, некуда: в домоуправлениях — ни строителей, ни техники, а специализированные управления выделяют механизмы только подрядчикам.
У пенсионерки Смирновой ураган сбил несколько черепиц с крыши — и дождь заливает, и снег засыпает. Работы — на 20 минут: положить черепицу на место и скрепить цементным раствором. Но не добраться: высота — 10 метров. Поняв, что ограниченная ответственность строительных ООО позволяет им выбирать заказчика по размеру кошелька, пенсионерка Смирнова обратилась в муниципальное учреждение ‘Жилищный трест’, отвечающее за эксплуатацию и ремонт жилья. Тем более что трест периодически дает объявления об услугах населению и предлагает в числе прочего предоставление автовышки и выполнение кровельных работ.
Оказалось, что диспетчер заявок не принимает — это прерогатива директора треста, на поиски которого понадобилось две недели. ‘Он на совещании, на заседании, на конкурсе’, — отвечали в приемной.
Директор Николай Баринов выслушал заявку и поставил свои условия: если автовышка нужна клиенту на один час (20 мин. — работа и столько же — время в пути), то он согласен предоставить ее в аренду на четыре часа, за что следует внести предоплату
1,5 тыс. руб. ‘Звоните на следующей неделе, завтра (в пятницу) мне не до вашей крыши: у меня день рождения’, — закончил диалог с клиентом чиновник Баринов.
Услуга ЖКХ должна была за один час поглотить месячный доход пенсионерки Смирновой (пенсия — 1,6 тыс. руб.). Как и тысячи других пенсионеров-домовладельцев, она осталась наедине со своими жилищно-коммунальными проблемами. А заслуженному работнику коммунального хозяйства России мэру Пскова Михаилу Хоронену она не стала сообщать о самоуправстве подведомственного чиновника, поскольку муниципальные выборы уже прошли.
Аналогичные проблемы возникают у домовладельцев при неисправностях водопровода. В экстренных случаях после унизительных уговоров приезжает бригада из пяти сантехников, один меняет вентиль, четверо под руководством мастера — наблюдают. Платить приходится всем.
В Пскове, как и в целом по России, отсутствует культура обслуживания. В момент выполнения служебных обязанностей диспетчер, сантехник, шофер или кровельщик мнит себя папой римским. Жилищно-коммунальному хозяйству, как никакой другой отрасли, надо внедрять систему обслуживания ‘Одно окно’, которая уже действует в ряде муниципальных округов Москвы и в соседних балтийских столицах.
Не в пользу Псковской обладминистрации, бросившей клич индивидуальным застройщикам, и местный прецедент — обширный ветшающий частный сектор, где не решены вопросы коммунального обеспечения.
Конечно, финансовые возможности у молодых семей не такие, как у пенсионеров. Они вдохновлены идеей частной собственности и на первых порах готовы вложить средства в строительство усадьбы. Возможно, проектировщики подведут к деревянному жилью центральные инженерные сети. Но где будет сконцентрирована ответственность за поддержание коммуникаций в рабочем состоянии? Кто возьмет на себя функции по оказанию услуг ремонта и техобслуживания индивидуального жилого фонда? Ведь молодежь неизбежно постареет и утратит прежние силы.
Целесообразность жизни в собственном доме с садом, а не в панельном ‘метраже’ не вызывает сомнений. Но за техническое содержание многоэтажек худо-бедно отвечают домоуправления. За частный сектор не отвечает никто. Так что призыв ‘Строй свой деревянный дом’ надо бы подкрепить инженерной инфраструктурой и ответственным сервисом.
Услуги ЖКХ по-псковски
Добавить комментарий