Дмитрий Избицкий: И это — проглотят?

Генералы хоронят идею отменить призыв

Дмитрий ИзбицкийСтран­но, что по­ка что ма­ло кто от­ре­аги­ровал на но­вос­ти о том, что во­ен­ные пуб­лично и наг­ло ста­вят крест на ими же про­вален­ной ре­фор­ме, ко­торую нам обе­ща­ют уже не пер­вое де­сяти­летие. Мало то­го, что они от­ка­зались от пол­но­го пе­рево­да ар­мии на кон­тракт, они те­перь обе­ща­ют сок­ра­щать на­бор по кон­трак­ту и уве­личи­вать на­бор по при­зыву.

И это во вре­мя, ког­да из-за де­мог­ра­фичес­кой ямы и так не­из­бе­жен не­добор при­зыв­ни­ков. Еще они хо­тят от­ка­тить на­зад сок­ра­щение сро­ка служ­бы, не вер­нув при этом от­сроч­ки, от­ме­нен­ные под это сок­ра­щение. Нако­нец, они на­мере­ны ввес­ти учет и кон­троль при­зыв­ни­ков с мла­ден­чес­тва, ре­шив про­явить за­боту об их здо­ровье, по тро­гатель­нос­ти срав­ни­мую раз­ве что с за­бот­ли­вым от­кар­мли­вани­ем и ог­ражде­ни­ем от бо­лез­ней до­маш­не­го ско­та с мо­мен­та его рож­де­ния и до са­мого убоя.

Мне ин­те­рес­но — мо­жет, хоть это пе­репол­нит ча­шу тер­пе­ния ес­ли не все­го об­щес­тва, то хо­тя бы тех, ко­го все это ка­са­ет­ся не­пос­редс­твен­но? Или и это — прог­ло­тят?

Кста­ти, о тех, кто прог­ла­тыва­ет. Естес­твен­но, вряд ли мо­жет силь­но удив­лять в ны­неш­них ус­ло­ви­ях не­верие боль­шинс­тва лю­дей в воз­можность от­кры­то и сов­мес­тны­ми уси­ли­ями про­тивос­то­ять сис­те­ме, до­бивать­ся от нее че­го-ли­бо, рав­но как и стрем­ле­ние спа­сать­ся ис­клю­читель­но в лич­ном по­ряд­ке и околь­ны­ми пу­тями, «не вы­совы­ва­ясь». Но во­ис­ти­ну уди­витель­но то, как ве­дут се­бя те, ко­му та­ким об­ра­зом спас­тись не уда­лось. Пото­му что да­же в этом слу­чае они, как пра­вило, не идут на от­кры­тое соп­ро­тив­ле­ние, сколь­ко бы ни бы­ло для это­го за­кон­ных воз­можнос­тей.

Один слу­чай ка­жет­ся мне осо­бен­но сим­во­личес­ким. В де­каб­ре прош­ло­го го­да один пе­тер­бург­ский при­зыв­ник, по­лучив по­вес­тку об от­прав­ке в вой­ска, по­весил­ся. Кого-то здесь по­разит то, что служ­бе в рос­сий­ской ар­мии мож­но пред­по­честь смерть. Меня это не удив­ля­ет. Но мне пред­став­ля­ет­ся зна­мена­тель­ным то, что мож­но ни­чего не пред­при­нять, да­же ког­да те­бя заг­на­ли в пет­лю и те­рять те­бе боль­ше не­чего. Конеч­но, мож­но ска­зать, что это толь­ко еди­нич­ный и при том лишь по­вер­хностно из­вес­тный слу­чай, но, во вся­ком слу­чае, каж­дый год та­кой вы­бор мно­гими де­ла­ет­ся уже в ар­мии.

Меж­ду тем, да­же та­кое су­щес­тво, как кры­са, бу­дучи заг­нанным в угол, не пе­рево­рачи­ва­ет­ся квер­ху лап­ка­ми и не сми­ря­ет­ся с судь­бой, но про­яв­ля­ет му­жес­тво, со­вер­шенно не­веро­ят­ное для не­боль­шо­го жи­вот­но­го, при­вык­ше­го пря­тать­ся по уг­лам и от лю­бой опас­ности спа­сать­ся бегс­твом. Будь её прес­ле­дова­телем хоть мед­ведь, хоть бу­дущий пре­зидент Рос­сий­ской Феде­рации, кры­са не сдаст свою жизнь без боя.

«Там, на этой лес­тни­це, я раз и нав­сегда по­нял, что оз­на­ча­ет фра­за «заг­нать в угол». В подъ­ез­де жи­ли кры­сы. И мы с друзь­ями все вре­мя го­няли их пал­ка­ми. Один раз я уви­дел ог­ромную кры­су и на­чал прес­ле­дова­ние, по­ка не заг­нал ее в угол. Бежать ей бы­ло не­куда. Тог­да она раз­верну­лась и бро­силась на ме­ня. Это бы­ло не­ожи­дан­но и очень страш­но. Теперь уже кры­са гна­лась за мной. Она пе­реп­ры­гива­ла че­рез сту­пень­ки, сос­ка­кива­ла в про­леты. Прав­да, я все рав­но был быс­трее и зах­лопнул дверь пе­ред ее но­сом».

Вла­димир Путин, «От пер­во­го ли­ца».

Если бы жер­твы при­зыв­ной сис­те­мы про­яв­ля­ли хо­тя бы му­жес­тво заг­нанной в угол кры­сы, уве­рен, эта сис­те­ма не про­дер­жа­лась бы дол­го.

Дмит­рий Избиц­кий,
спе­ци­аль­но для «Полит-гра­моты»