Беларусь: записки очевидца (из блога Дарьи Костроминой)


Попробую рассказать, что было, по порядку.

1. У вокзала собирались группы народа. Я с утра отнесла мегафон в камеру хранения, белорусам разгуливать по городу с мегафоном было нельзя: очень знаменитые лики. Забрали мегафон, собрались и пошли. Через двести метров мы увидели, как тысячи три человек (и это только в пределах видимости), идут колонной с флагами к Кастрычнiцкой, а машины им приветственно сигналят. Восторг.

2. На Кастрычнiцкой собралось около 10 тысяч человек, и они все прибывали. Огромное количество наблюдателей встало с другой стороны проспекта. Вопреки ожиданиям (мы взяли соль), каток не мешал. Мешала музыка из динамиков. Много скандировали: «Жыве, Беларусь!», «Радзiма! Свабода! Далой Луку-урода!», «Верам! Можем! Пераможем!», «Мы разам, нас многа! За нами перамога!». Пытались выступать кандадаты, но их было не слышно. Началось скандирование: «На проспект!»

3. Перекрыли под одобрительные гудки машин проспект Незалежнасцi, прорвали сцепку гаишников, как подарочную ленточку, пошли на площадь Незалежнасцi к избиркому и Раде. Ни конца, ни начала толпе, которая шла по широкому проспекту, было не видно. Народу стало больше 20 тысяч. Сорвали красно-зеленый флаг, оставшийся в стране с советских времен, со здания КГБ.

4. Собрались на площади. Меня подняли на шею, я не увидела конца в подступающей толпе: 50 тысяч, не меньше. Звонили колокола костёла. Кандидаты забрались на подступы к памятнику Ленина и начали митинг. Выступал Статкевич или Санников. К Раде вплотную подошли около 20 тысяч человек, значительно больше стояло в других частях огромной площади. Кандидаты отправились на переговоры в здание. Появились призывы идти всей толпой внутрь.

5. Подъехали машины ОМОНа. Между толпой и дверями Рады встало оцепление, раздался стук дубинок о щиты, менты стали избивать по головам первые ряды. Далее избиение прекратилось. Менты отошли к зданию, стояли молча. Люди скандировали: «Застаемся!», «Не боимся!», «Милиция с народом!», «Мы один народ!»

6. По непонятным, а сейчас очень даже понятным причинам, ОМОН покинул крыльцо. Раздался треск стекла и звуки выламываемых дверей. Толпа постоянно кричала: «Не ломайте!», кандидаты в микрофон призывали остановиться и не поддаваться на провокацию. На видео радио «Свободы» видно, что двери ломают два человека, а митингующие их оттаскивают.

7. В несколько раз большее количество ОМОНа стало оцеплять площадку около Рады. Как выяснилось потом, они вышли из здания Рады. Они со стуком надвигались, а я стояла в сцепке в первых рядах. Сцепка расцепилась, и я не знала, что делать, так как не владею тактикой уличного боя па-беларуску. Молилась, вспомнив, что в отдельных ситуациях не бывает атеистов. Вообще девушки в Беларуси никогда не стоят в сцепке, а подпирают первый ряд сзади, наклонив вперед голову в капюшоне, чтобы удары были мягче. Это мне рассказали потом. В тот момент мы с одной девушкой Таней (она разрешила мне про себя писать, сказав, что ей нечего терять: придут за ней — так придут) остались на открытом углу без сцепки. Я стояла с широко открытыми глазами и никак не могла осознать, что сейчас будут не легонечко забирать в веселый автозак, как на Гостинке, а избивать и месить на поражение. Таня приказала мне бежать, и мы успели в последние секунды выскочить из эпицентра. Потом оцепление сомкнулось. Несколько моих друзей травмированы, Андрей Ким задержан вместе с мамой.

8. Расправившись с толпой у Рады, менты отправились зачищать площадь. Был оцеплен памятник Ленину, где стояли кандидаты. Они избиты. Все время мы убегали с другими группами людей, все время сзади приближался стук дубинок о щиты. Кто-то от отчаяния бросался в подземные переходы, многие призывали этого не делать: слишком большая опасность задохнуться в давке. Вдоль дороги выставлены военные. Они стояли с потерянными лицами, у многих был неподдельный стыд. Мы попытались пройти по проспекту, он был перекрыт ОМОНом (не понимаю ОМОН, который не хочет выпускать людей, которые хотят разойтись). Мы двинулись на параллельную улицу Карла Маркса, также уткнулись в оцепление. Несмотря на то, что на этой улице были единицы разбегающихся митинговавших и мы поднимали пустые руки вверх, глядя на ментов, они быстро двинулись на нас, под стук дубинок и хор: «А-раз, а-раз, а-раз-два-три». Пришлось убегать и очень быстро. После этого мы вышли из оцепление.

9. Поймали машину, водитель тоже ехал с акции и горячо благодарил нас за то, что пришли поддержать. Кстати, о хорошем: если будете в Беларуси, смело стопьте машины в городе и даже не заикайтесь о деньгах — никто в этой чудесной стране их не просит, кроме профессиональных таксистов.

Опубликовано здесь