Генералы хоронят идею отменить призыв
Странно, что пока что мало кто отреагировал на новости о том, что военные публично и нагло ставят крест на ими же проваленной реформе, которую нам обещают уже не первое десятилетие. Мало того, что они отказались от полного перевода армии на контракт, они теперь обещают сокращать набор по контракту и увеличивать набор по призыву.
И это во время, когда из-за демографической ямы и так неизбежен недобор призывников. Еще они хотят откатить назад сокращение срока службы, не вернув при этом отсрочки, отмененные под это сокращение. Наконец, они намерены ввести учет и контроль призывников с младенчества, решив проявить заботу об их здоровье, по трогательности сравнимую разве что с заботливым откармливанием и ограждением от болезней домашнего скота с момента его рождения и до самого убоя.
Мне интересно — может, хоть это переполнит чашу терпения если не всего общества, то хотя бы тех, кого все это касается непосредственно? Или и это — проглотят?
Кстати, о тех, кто проглатывает. Естественно, вряд ли может сильно удивлять в нынешних условиях неверие большинства людей в возможность открыто и совместными усилиями противостоять системе, добиваться от нее чего-либо, равно как и стремление спасаться исключительно в личном порядке и окольными путями, «не высовываясь». Но воистину удивительно то, как ведут себя те, кому таким образом спастись не удалось. Потому что даже в этом случае они, как правило, не идут на открытое сопротивление, сколько бы ни было для этого законных возможностей.
Один случай кажется мне особенно символическим. В декабре прошлого года один петербургский призывник, получив повестку об отправке в войска, повесился. Кого-то здесь поразит то, что службе в российской армии можно предпочесть смерть. Меня это не удивляет. Но мне представляется знаменательным то, что можно ничего не предпринять, даже когда тебя загнали в петлю и терять тебе больше нечего. Конечно, можно сказать, что это только единичный и при том лишь поверхностно известный случай, но, во всяком случае, каждый год такой выбор многими делается уже в армии.
Между тем, даже такое существо, как крыса, будучи загнанным в угол, не переворачивается кверху лапками и не смиряется с судьбой, но проявляет мужество, совершенно невероятное для небольшого животного, привыкшего прятаться по углам и от любой опасности спасаться бегством. Будь её преследователем хоть медведь, хоть будущий президент Российской Федерации, крыса не сдаст свою жизнь без боя.
«Там, на этой лестнице, я раз и навсегда понял, что означает фраза «загнать в угол». В подъезде жили крысы. И мы с друзьями все время гоняли их палками. Один раз я увидел огромную крысу и начал преследование, пока не загнал ее в угол. Бежать ей было некуда. Тогда она развернулась и бросилась на меня. Это было неожиданно и очень страшно. Теперь уже крыса гналась за мной. Она перепрыгивала через ступеньки, соскакивала в пролеты. Правда, я все равно был быстрее и захлопнул дверь перед ее носом».
Владимир Путин, «От первого лица» .
Если бы жертвы призывной системы проявляли хотя бы мужество загнанной в угол крысы, уверен, эта система не продержалась бы долго.
Дмитрий Избицкий,
специально для
«Полит-грамоты»