31 мая в Петербурге: впечатления блоггеров

Акция на Гостином дворе

Количество народу я не умею на глаз оценивать, поэтому скажу только, что по сравнению с 31 января, например, народу было раза в два больше точно. Всё остальное проходило по заведённому сценарию: ОМОН стоял за ларёчками и выжидал. После того, как кто-нибудь из собравшихся произносил речь и переходил к скандированию, которое подхватывалось остальными, они будто чёртики из табакерки выскакивали из-за ларька и начинали вязать. Вязали жёстко, но, как мне показалось, без личной злобы — ощущение, что люди выполняют работу — без энтузиазма, но и без халатности. Именно от этой деловитости, пожалуй, становилось жутковато. В основном хватали тех, кто что-либо кричал, но видела я, например, и как мужик просто не успел уйти с дороги. Завернули и засунули в автобус до кучи.

Смотри дальше в ЖЖ Марии Говоровой , члена КС петербургской «Обороны».

Не справилась с ролью журналиста сегодня. Расчувствовалась. Еще когда потащили по асфальту первую бабушку. Как будто в новинку, тоже мне неожиданное зрелище. Глотала слезы и пыталась молча фотографировать. Если кто не знает, одну бабушку тащит не менее двух здоровенных ментов. Одного парня соответственно валят лицом на асфальт четверо.

Трясло. Первый автобус, второй автобус. Первая реакция на каждый клин свиней-космонавтов и следующий за ним визг — инстинктивная, отпрянуть подальше. Хорошо, что визг в себе подавить удается. Вторая — стыд за то, что каждым своим шагом в сторону я легитимизирую свиней. Третья — разум и данное ранее обещание сходить на Дворцовую и написать репортаж обо всех акциях, а не о стенах в отделении. Для этого надо было остаться на воле.

Смотри дальше в ЖЖ Дарьи Костроминой , члена КС петербургской «Обороны».

Акция на Дворцовой площади

За сегодняшний день видел на акциях шестерых студентов нашего факультета, чему был очень рад. И вообще видел сегодня какое-то дикое количество людей. Вообще всех. Даже не знаю, кого я не видел. Скобова почему-то не видел, разве что. Сперва думал, что куда-то делась Курносова, но потом обнаружил, что она просто ни на шаг не отходит от Немцова, а вокруг него собирается дикая толпа народу, не подойти и не пробиться через неё. А я и не умею особо пробиваться. Как-то мне неудобно распихивать людей и пролезать поближе. Так что пришлось проигнорировать уважаемого Бориса Ефимовича.

Рядом неприкаянно бродил начинающий политик Милов, можно было бы попробовать его поснимать и что-нибудь спросить, но как-то противно. Бегали молодогвардейцы, пристававшие к людям с вопросами о том, понимают ли они, что выходя на такую акцию требуют разрешить и гей-парады. Понимают. Бегали общеизвестные сотрудники в штатском и подручные сотрудников в штатском (ну, читатели моего блога наверное помнят этого человека, пропускающего пробелы и посылающего угрозы о том, что меня уволят из СПбГУ).<...>

Ментов практически не было. Ну то есть вообще. Выбежавшие человек тридцать ОМОНовцев выглядели как-то неубедительно. Настолько, что даже не убедили Немцова пройти с ними, когда мы таки двинулись к светофору. Там мы долго переходили через Невский и к Адмиралтейству. И вот во время прохода к Сенатской площади количество людей достигло апогея, если на Дворцовой было человек 500, то на выходе к Сенатской было, наверное, 700-800.

Смотри дальше в ЖЖ Владимира Волохонского , члена КС петербургской «Солидарности».

Оценка акций в целом

Резюмируя, могу сказать, что, если попытаться абстрагироваться от тёрок организатором обеих акций, то приходится признать, что это два разных формата, и часть публики просто непредставима на другой акции — причём как с той, так и с другой стороны. Ну а те, кто хотел попасть в оба места, туда в основном и попали (кроме тех. конечно, кто попался милиции на Гостинке). В общем, мне по-прежнему кажется, что из факта существования двух разноформатных акций можно сделать что-то весьма гармоничное, дающее возможность давить на власть гораздо сильнее, чем если бы это была одна акция. А то положение вещей, которое есть сейчас, приводит к тому, что на обеих площадках предостаточно народу, который и не представляет, что происходит на другой. Это нужно менять — как бы организаторы обеих акций друг к другу ни относились.

Смотри дальше в ЖЖ Марии Говоровой , члена КС петербургской «Обороны».

Как ни странно, но разделение акции надвое дало не такие уж плохие результаты. Это, безусловно, не оправдывает поведения организаторов с обеих сторон. Не оправдывает фырканий а-ля «невнятный флешмоб либералов» или «а на Гостинку вообще ходить не надо». Но вопреки этим малохольным фырканиям, в том числе, и на прессу, вопреки упрямству с одной стороны и плагиату с другой, вопреки пиару отдельных личностей, получилось почему-то неплохо. Когда б вы знали, из какого сора…

Получилось два часа вместо 30 минут. Получился удвоенный информационный повод и большее количество информации в СМИ. Уже потому что эта информация была разнообразна: не интересно подробно описывать, как 15 раз закричали «Россия будет свободной» и 15 раз рассадили по атвозакам, но интересно, что там прошло это, а здесь прошло то. Как следствие, больше внимания к Стратегии.
Получились две реально массовые по нынешним временам акции, а не две половины кафтана. Получилось активное и увлеченное участие со стороны многих граждан, которые побывали и там, и там. Получилось серьезное оттягивание ментов в одну сторону, благодаря героям Гостиного двора, на Дворцовой стало чуть полегче дышать.

Смотри дальше в ЖЖ Дарьи Костроминой , члена КС петербургской «Обороны».

От всего этого действа-бездейства на Дворцовой-Сенатской мне стало совсем грустно. А позднее стало еще и стыдно. Там, у Гостиного двора, в других городах, в Москве — там шла борьба, там было противостояние, там власть показывала свою истинную хамскую рожу, а прогуливающиеся по скверам у Невы интеллигенты продемонстрировали то, что очень хочет от народа эта власть — мол, будьте ребята смирными, и власть вас не укусит, не поцарапает. Ходите, гуляйте по аллеям, созерцайте творения цветоводов-дизайнеров, ковровые цветники и богатые клумбы, вдыхайте ароматы весны, любуйтесь памятниками архитектуры, свободно виляйте задом перед ментовским оцеплением, ведите меж собой любые беседы, на любые темы, но только не орите об этом — тссс, тихо, тихо… И тогда ОМОН будет спокойно стоять в сторонке, а пропагандоны с удовольствием нафоают вас на фоне красот Петербурга и завтра все СМИ подхватят — вот, смотрите, цвет российской оппозиции гуляет свободно и никаких автозаков на горизонте, вот она вам, демократия, если кто-то не верит в ее существование. И впрямь — прогулялись свободно… Только как-то стыдно от этой прогулки после того, что было у Гостиного двора.

Что делать? Я не знаю. Я не стратег. Но эти две стратегии…
В первой — у Гостиного двора — люди мне чужие, я, наверное, никогда не прощу им в душе того, что они в свое время очень даже поддержали войну в Чечне, да и все скверное, что я знаю в жизни, зовется большевизмом — жуткая для меня психология. Но там — борьба. Настоящая, громкая, видная. И ребята там — настоящие герои.
Во второй — мои друзья, люди родные и близкие… Но, простите, от второй стратегии веет какой-то подлостью… А, значит, и последствия будут непременно, потому как вилять задом перед властью и прогибаться перед ней, извините, это почти одно и то же… Ну, а как оно бывает с теми, кто виляет задом — известно…
Обидно…

Смотри дальше в ЖЖ Владимира Киверецкого .

Видео: Владимир Волохонский