Политграмота: Россию модернизируют через нравственность

В стране появится главенствующая идеология?

Наци­ональ­ный ин­сти­тут раз­ви­тия сов­ре­мен­ной иде­оло­гии, за­нима­ющий­ся эк­спертным обес­пе­чени­ем «Еди­ной Рос­сии», под­го­товил на днях до­кумент «Нравс­твен­ная ос­но­ва мо­дер­ни­зации». Сос­то­ять эта ос­но­ва, по од­нознач­но­му мне­нию эк­спер­тов, дол­жна из Пра­вос­ла­вия, пос­коль­ку ре­лиги­оз­ная эти­ка рос­си­ян — это «цен­ности пат­ри­отиз­ма, со­бор­ности и слу­жения об­ще­му бла­гу». Отступ­ле­ния от «пла­на по мо­дер­ни­зации» кол­лектив «ин­сти­тута» не жа­лу­ет и вслед за Рус­со оп­ре­деля­ет «граж­дан­скую ре­лигию» как «вы­раже­ние ло­яль­нос­ти об­щес­тву и го­сударс­тву».

Про­ком­менти­ровать кле­рикаль­ные тен­денции пар­тии влас­ти мы пред­ло­жили мо­лодым по­лити­кам Петер­бурга.

Павел Жел­тов, ко­мис­сар дви­жения «Наши»

Безус­ловно, го­сударс­твен­ная иде­оло­гия в том или ином ви­де нуж­на Рос­сии, что бы там не го­вори­ла Кон­сти­туция. Но я не до кон­ца уве­рен, что эта иде­оло­гия дол­жна быть пос­тро­ена на ре­лиги­оз­ных ус­то­ях. Уси­лен­но бы­ту­ет мне­ние, что ни­какая ре­лигия не мо­жет иметь ни­чего об­ще­го с мо­дер­ни­заци­ей, так как не­гатив­но от­но­сит­ся к но­вов­ве­дени­ям и сме­не при­выч­но­го ук­ла­да жиз­ни. Для то­го, что бы в этом убе­дить­ся, дос­та­точ­но вспом­нить, нап­ри­мер, эпо­ху Пет­ра Вели­кого и мно­гочис­ленные тре­ния меж­ду ним и цер­ковью.

Думаю, что ес­ли мы го­ворим о нравс­твен­ных ос­но­вах мо­дер­ни­зации, то это дол­жны быть об­ще­чело­вечес­кие цен­ности, но с рус­ским ук­ло­ном.

Дмит­рий Избиц­кий, дви­жение «Обо­рона»

Слож­но со­дер­жа­тель­но ком­менти­ровать этот до­воль­но бес­со­дер­жа­тель­ный до­кумент на се­ми стра­ницах круп­ным шриф­том. Хотя он и на­зыва­ет­ся «Нравс­твен­ная ос­но­ва мо­дер­ни­зации», про мо­дер­ни­зацию там нет поч­ти ни­чего. За ис­клю­чени­ем то­го, что это по­нятие трак­ту­ет­ся поч­ти в ду­хе Ору­эл­ла. Оче­вид­но, что глав­ное в мо­дер­ни­зации — вос­при­ятие но­вого, а не кон­серва­ция или рес­тавра­ция ста­рого. Абсур­дно при­зывать к мо­дер­ни­зации, опи­ра­ющей­ся на ре­лигию. Рели­гия иг­ра­ла ог­ромную роль в Сред­не­вековье, но на­ибо­лее ус­пешные мо­дер­ни­заци­он­ные про­цес­сы шли ру­ка об ру­ку с се­куля­риза­ци­ей.

Еще аб­сур­днее при­зывать опи­рать­ся на тра­дици­он­ную, ор­то­док­саль­ную ре­лигию, ко­ей яв­ля­ет­ся пра­вос­ла­вие. Модер­ни­зация — это всег­да из­ме­нения, при­чем от­нюдь не толь­ко по­вер­хностные, но и весь­ма глу­бокие, в том чис­ле на цен­нос­тном уров­не. Невоз­можно мо­дер­ни­зиро­вать один уро­вень об­щес­твен­ной жиз­ни, ни­чего не де­лая с дру­гим. По­это­му, да­же ес­ли в мо­дер­ни­заци­он­ных про­цес­сах учас­тво­вали ре­лиги­оз­ные си­лы, эти си­лы бы­ли не­раз­рывно свя­заны с об­новле­ни­ем ре­лигии, ре­лиги­оз­ных ин­сти­тутов. Так, на­чало мо­дер­ни­зации на Запа­де бы­ло свя­зано с ре­лиги­оз­ной ре­фор­ма­ци­ей и воз­никно­вени­ем про­тес­тантиз­ма. Сов­ре­мен­ная же мо­дер­ни­зация пред­по­лага­ет ре­лиги­оз­ную сво­боду и плю­рализм, а так­же пол­ное от­де­ление цер­кви от го­сударс­тва. Что пре­дус­мотре­но и рос­сий­ской Кон­сти­туци­ей, ко­торую ав­то­ры да­же не из­ме­нить пред­ла­га­ют, а прос­то де­монс­тра­тив­но иг­но­риру­ют в ней на­писан­ное.

Олег Хри­ен­ко, гла­ва ин­форма­ци­он­но­го ко­мите­та Либер­та­ри­ан­ской пар­тии

Я счи­таю, что пра­вос­ла­вие в прин­ци­пе не мо­жет быть ос­но­вой мо­дер­ни­зации, пос­коль­ку она са­ма ста­ла от­дель­ной ре­лиги­оз­ной док­три­ной. Наши по­лити­ки, уче­ные, фи­нан­систы пос­то­ян­но го­ворят о том, как важ­на и не­об­хо­дима эта са­мая мо­дер­ни­зация. При этом ник­то не удо­сужи­ва­ет­ся дать оп­ре­деле­ние тер­ми­на. Ста­новит­ся оче­вид­но, что ве­ра в мо­дер­ни­зацию — это ос­но­ва для но­вой сек­ты.

Я не по­нимаю, по­чему РПЦ, ко­торая так не лю­бит пред­ста­вите­лей дру­гих ре­лиги­оз­ных кон­фессий не бо­рет­ся с эти­ми но­выми то­тали­тар­ны­ми сек­танта­ми, ко­торые уже сей­час про­тивос­то­ят од­но­му из ос­новных дог­ма­тов хрис­ти­анс­тва о лич­ной от­ветс­твен­ности че­лове­ка пе­ред бо­гом. Дей­стви­тель­но, ког­да мы чи­та­ем те­зисы док­ла­да о том, что ос­но­ва «но­вой ре­лигии» — это «слу­жение об­ще­му бла­гу», «вы­раже­ние граж­дан­ской ло­яль­нос­ти об­щес­тву и го­сударс­тву», ста­новит­ся яс­но, что ни­чего об­ще­го с хрис­ти­анс­твом и пра­вос­ла­ви­ем в час­тнос­ти эта но­вая сек­та мо­дер­ни­зато­ров не име­ет.

Под­го­товил Андрей Сош­ни­ков,
«Полит-гра­мота»