Party 31 с Захаром Прилепиным

Оппозиционеры из Российского Народно-Демократического Союза, которые каждое 31-е число выходят на Гостиный Двор в защиту Конституции, организовали «Рarty 31» в клубе Quarenghi. Выступали лидеры различных организаций, простые граждане, которые говорили о своем унижении и праве против этого выступить. На неформальную вечеринку пригласили одного из самых популярных российских писателей — Захара Прилепина. Автор жестокого романа «Санькя», в котором он описал жизнь провинциального бунтаря, говорил о новом пафосе в литературе, доярках во власти и фашизме. Писатель ведь ни какой-нибудь демократ, он не должен всем нравиться.

В клубе было тесно, все гоготали, пока на импровизированную сцену-диван, на котором в другое время расслабляются посетители, не залез Андрей Пивоваров, лидер РНДС в Петербурге, и не объявил: « Нас много, мы сильны!» В прошлый раз 31 число закончилось для него триумфом. Его пытались осудить на 14 суток за сопротивление милиции при задержание на Гостинке, но освободили прямо в зале суда. Многие связывали его освобождение с активными действиями оппозиционных сил при организации пикетов около изолятора на Захарьевской улице, где находился оппозиционер несколько суток.

Не в пример ситуации с арестом Пивоварова, «Стратегия-31» остается камнем преткновения для объединенной оппозиции в Петербурге. Андрей Дмитриев, лидер новорожденной партии «Другая Россия», выступая, зачитал письмо организаторов митинга на Дворцовой, в котором горе-оппозиционеры пытались доказать Валентине Матвиенко, что они «белые и пушистые», не кричат националистических лозунгов и приглашают городского омбудсмена Козырева прийти и поддержать их. Разве лозунги «Конституция!», «Россия будет свободной», «Это наш город!» — националистические? А разве в Петербурге омбудсмен выполняет функции защиты прав человека? Прошлый обмудсмен Михайлов призывал бить детей ремнем и говорил, что в российской армии нет дедовщины. Господин Козырев другого сорта? «Нам не нужен такой омбудсмен Козырев на Гостинке!»- уверенно заявил Дмитриев.

Акция на Гостинке принципиально отличается тем, что туда приходят все, кто хотят. Люди хотят широкого объединения всех сил в защиту своих прав. В клубе выступил один из лидеров ДПНИ Андрей Кузнецов и заявил о поддержке «Стратегии 31». Недавно о своем вступлении в оргкомитет акции на Гостинке заявило молодежное движение «Оборона». Активисты диаметрально противоположных взглядов объединяются, потому что видят не какую-то узкую тему (националистическую или правозащитную), а проблему организации политики в стране. Когда государство занимается обыкновенными разводками и руководствуется принципом «разделяй и властвуй», на что клюют некоторые организации, то единственный шанс — это создавать широкое гражданское движение. Поэтому даже, если ДПНИ официально войдет в оргкомитет «Стратегии-31», они никогда не будут выступать с лозунгами «Россия для русских!» или «Мы против нелегалов». Они будут кричать: «Россия будет свободной!». А это уже победа.

Митинги 31 числа «прославились» насилием со стороны милиции. Уже появились такие одиозные фигуры как прапорщик Бойко, он же «жемчужный». Публика, собравшаяся в клубе, весело приветствовала активиста «Другой России» Ивана Прохорова, который вызвал «жемчужного» на поединок: « Прапорщик Бойко поставил мне синяк под глазом, а может ли он встретиться со мной без своей униформы?».
После жарких выступлений дали слово Захару Прилепину. У писателя не такой оптимистичный взгляд на будущее оппозиции. Он не думает, что скоро будет организовано широкое движение. Но, по словам Прилепина, важен не результат, а «сам момент участия в акции, когда объединяются люди, может быть, мы проиграем, но в какой-то момент мы будем счастливы». Публика заворожено хлопала, ведь в России «поэт — всегда больше чем поэт».

Прилепину активно задавали вопросы о современных героях, о гей-парадах и литературе. Писатель считает, что герой в современной России есть, это простой рабочий человек. Он не согласен с Борисом Гребенщиковым, для которого герой – это какая-то экзотическая личность типа авангардного режиссера Джима Джармуша. Сегодня «героев до хрена», а в России наступила эпоха дегероизации. Герой не нужен, не востребован.

Когда писателю задали вопрос о доярках, выступающих на встрече в поддержку национального лидера — якобы это и есть идеал: простые люди во власти, им дают слово — то писатель в позе Станиславского отрезал: «Не верю! Это обман». Но Захар Прилепин, начинавший работать сторожем, побывавший в рядах ОМОНа в Чечне, преодолевший нищету 90-ых в провинциальном Нижнем Новгороде мечтает о простом человеке: «Я за доярок!» Выразитель нового пафоса о народном герое-бунтаре Саньки снова ищет идеалов и корней. «О, Русь моя, жена моя!»- заливался соловьем Прилепин, советовал читать Михаила Тарковского и выдвигал на Нобелевскую премию Валентина Распутина и Эдуарда Лимонова.

Парадоксальность писателя стала видна, когда он заговорил о политике. Во-первых, потому что она для него «омерзительна». Когда оппозиция победит, Прилепину не надо ни постов министра культуры или обороны, ни частных компаний, он будет писать книжки. Во-вторых, семейный православный человек с тремя детьми Прилепин выступает за «Стратегию-31», но против гей-парадов. «Мы не какие-нибудь демократы, чтобы все поддерживать».

С другой стороны, писатель видит современных нацболов главными демократами и либералами, потому что именно они выражают гражданский протест, «а не старые либералы-сектанты». Все же свое отличие от либеральной идеи Прилепин высказал предельно четко: «Люди сами никогда не будут развиваться, я за патернализм в государстве. Россия не меняется малыми делами. Нам нужны большие дела». Казалось, писатель в этот момент превратился в нового буревестника. Недаром многие литературоведы называют Прилепина «новым Горьким».

Отвечая на вопрос об участии музыкантов в политике, писатель ,а по совместительству редактор либеральной «Новой газеты в Нижнем Новгороде» провокационно заявил: «Есть Вадим Самойлов, который ходит на встречи с президентом (кстати, Захар Прилепин тоже ходил на встречи с Сурковым и Путиным), а есть его брат Глеб Самойлов, настоящий фашист, наш человек». Собравшиеся нацболы возбужденно зааплодировали. Писатель через несколько фраз все-таки опомнился и сказал для непонятливых либералов, которые тоже пришли послушать писателя: «Конечно, это была шутка. Мы не можем быть фашистами, потому что наши деды воевали против них». Что это было? Стремление сделать скандал? Произвести впечатление резкого неприятия существующей действительности? Кажется, Прилепин просто выпил лишнего в баре, что можно простить, как настоящему российскому писателю.

31 октября на Гостиный Двор, или вернее на «площадь Свободы», выйдут не представителя различных движений, политических и эстетических идей, а, прежде всего, граждане.

Роман Бурый,

shuum.ru


Грани-ТВ : Петербург: «Встреча-31»